- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
-
-
-
+7 фотографий
-
-
-
-
-
-
-
Смотреть спектакли по одним и тем же произведениям? Нет, не скучно, в них же разное все - от режиссуры до образов персонажей. Удивительно, какими разными получаются спектакли, наоборот даже, интересно сравнивать их.
Постановка по знаменитому роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" в Мастерской Фоменко постановщиков Федора Малышева и Полины...
Смотреть спектакли по одним и тем же произведениям? Нет, не скучно, в них же разное все - от режиссуры до образов персонажей. Удивительно, какими разными получаются спектакли, наоборот даже, интересно сравнивать их.
Постановка по знаменитому роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" в Мастерской Фоменко постановщиков Федора Малышева и Полины Агуреевой стала для меня аж четвертой и самой неожиданной в лучшем смысле этого слова. В одном из любимых театров, на первом ряду, на одном дыхании, - это был незабываемый вечер, несмотря на уже хроническую усталость и, кажется, неисполнимую необходимость сократить количество походов по мероприятиям. Омрачила эту радость лишь одна деталь - "Мастера и Маргариту" снимают с репертуара, и это не может не огорчать. Осталось лишь несколько последних показов, и как же здорово, что я успела посмотреть.
При создании этого мистического спектакля постановщики неожиданно опустили бо́льшую часть мистики. Даже знаменитый эпизод "Аттракцион невиданной щедрости" заменен на неудавшийся фокус Коровьева с оторванным большим пальцем руки. Также они обошли стороной эротические моменты, при этом нисколько не потеряв ни в сюжете, ни в эмоциях, ведь Гелла, отсутствующая в спектакле, частично присутствует в Азазелло, а Маргарита и в одежде сумела произвести необходимый эффект. А часть с романом Мастера и история с Иешуа и Понтием Пилатом свелась всего лишь к нескольким предложениям, однако, каким-то образом сохранила свою проникновенность. Сцены динамично сменяли друг друга, создав свой особый ритм. Этому же ритму следовали актеры и в движениях, и в речи, но заметно это было лишь на каком-то интуитивном уровне. Кстати, постановщики сами же играют в спектакле, и как играют!!!
Спектакль начался еще в фойе театра, где для зрителей звучала живая музыка - оркестр "Четвертак" под управлением Жоржа Бенгальского. Непривычно громкая для театра, но очень оживляющая пространство и подчеркивающая необычность спектакля. Она же звучала и в антракте, после которого музыкальный коллектив через зал поднялся на сцену и объявил, что все мы собрались здесь, чтобы попрощаться с Берлиозом. Поскольку не было четкого третьего звонка, свет в зале еще не погасили, зрители не успели переключиться на сцену, и артисты на сцене общались с публикой, ожидая, когда все наконец рассядутся. Небольшая доля подобного иммерсива появлялась на протяжении всего спектакля. Также на протяжении спектакля артисты иногда появлялись в той или иной части зала.
Прежде всего, хочется остановиться на внешности персонажей "Мастера и Маргариты", многих из которых отличала явная непохожесть на их книжные прототипы или на привычное представления их визуализации. Особенно это бросается в глаза, если знаешь "Мастера и Маргариту" практически наизусть, да и смотришь постановки по этому роману уже не в первый раз. Однако, эти различия уже через несколько минут после появления героев на сцене растворяются, - актеры, которых я и представить себе не могла в тех или иных ролях, буквально сливаются в единое целое со своими персонажами. И вот я уже не вижу Воланда как Алексея Колубкова, а Азазелло (мне кажется, она же наполовину Гелла) как Галину Кашковскую. Это потрясающе. Впрочем, Мастера я всегда представляла себе именно как Томаса Моцкуса. Особенно шикарным получились кот Бегемот, которого исполнил Игорь Войнаровский, и Коровьев, роль которого бесподобно сыграл один из постановщиков - Федор Малышев.
Но самое мое большое восхищение Полиной Агуреевой в роли Маргариты, - потрясающее исполнение, полное погружение в героиню, мощнейшая энергетика. Она полностью открылась своей роли, заставляя зрителя чувствовать, переживать, переноситься в пространстве, времени и своих мыслях вместе с ней. Столько эмпатии к героям у меня не было еще ни в одной постановке "Мастер и Маргарита" ни одного театра. Что творится с Полиной Агуреевой у барабанной установки, когда Маргарита рассказывает о своем полете, не передать. Каждый взмах руки все чувственнее, каждый удар палочкой по барабану все эмоциональнее, и так все больше, чаще и быстрее, - в каждом движении легкость, свобода и страсть в каждом движении, в каждой клеточке ее тела, пока вдруг полет не завершается. Очень интересный и красивый образ с эротическим подтекстом. Интересные пластические эпизоды также были у Маргариты, когда ее уговаривали на участие бале и сам бал. (Пластика - Наталья Шурганова.) А ведь именно Полину Агурееву, несмотря на то, что эту актрису я считаю невероятно талантливой, я меньше всего хотела видеть в роли Маргариты. Как же я ошиблась!
В спектакле очень оригинальная сценография: в задней части сцены массовка из людей, а все основные герои в передней части появляются и исчезают вместе с мебелью из-за кулис с помощью двигающихся по сцене лент (траволаторов), кроме господина Босого (Вениамин Краснянский) - он покидает сцену по воздуху. Свет меняется с красного на синий, с синего на желтый, с желтого на зеленый, придавая сюжету нужный эмоциональный оттенок и превращая картинку сцены в произведение фотоискусства. Спокойные нестрогие костюмы не отвлекают на себя внимание. Это касается даже наряда Маргариты для бала - черное пышное платье из перьев. Единственный выделяющийся костюм у Азазелло: черный пиджак и черные брюки, одна сторона которых урезана до длины шорт, - строго и сексуально. (Сценография и свет - Владислав Фролов, Художник по костюмам - Павел Каплевич.)
Как на великолепную картину хочется посмотреть сначала со стороны, а потом разобрать ее по деталям, анализируя мазки, цветовую гамму, свет и тени, так постановку "Мастер и Маргарита" в Мастерской Фоменко хочется после просмотра рассмотреть детально. Очень жаль, что не будет возможности через годик посмотреть спектакль повторно, чтобы увидеть его с другого ракурса, еще внимательнее, улавливая то, что осталось незамеченным сейчас. Этот единственный просмотр оставил мне громадное впечатление, новые образы и совершенно других героев. Теперь даже интересно будет перечитать книгу. Всем, кто еще не успел увидеть этот спектакль, рекомендую не упускать последний шанс.