Вы когда-нибудь замечали, как играет с вами память? То она запоминает только лучшие моменты с каким-то человеком, то оставляет для будущего только худшие фрагменты какого-то события, а то и вовсе вдруг синее становится красным, большое маленьким, а соленое сладким.
Пьесу "Крик, или Игра для двоих" Теннесси Уильямса можно смело назвать...
Показать целиком
Вы когда-нибудь замечали, как играет с вами память? То она запоминает только лучшие моменты с каким-то человеком, то оставляет для будущего только худшие фрагменты какого-то события, а то и вовсе вдруг синее становится красным, большое маленьким, а соленое сладким.
Пьесу "Крик, или Игра для двоих" Теннесси Уильямса можно смело назвать психологическим триллером, очень глубоким, напряженным, и невероятно интересным для театральной сцены. Вот только для постановки эта пьеса настолько сложная, что у многих режиссеров в итоге получается клиническая картинка, а у актеров неестественное переигрывание. Так, после нескольких неудачных просмотров, у меня и сложились самые негативные, отталкивающие ассоциации, и я уже думала, что это навсегда. Как вдруг передо мной явилась она - афиша спектакля "Крик" Театра-Мастерской Татьяны Стрельбицкой со Стасом Мотыревым и Анной Нахапетовой в главных ролях. В эту секунду крик был у меня, только радостный, я предвкушала хороший спектакль и закрытие гештальта.
Свою идею поставить спектакль по пьесе "Крик, или Игра для двоих" Теннесси Уильямса режиссер Татьяна Стрельбицкая вынашивала около тридцати лет, в воображении выстраивая сценографию, расставляя мизансцены, представляя талантливых актеров, которые смогли бы правдоподобно сыграть персонажей пьесы. Эта постановка была ее мечтой, к которой она шла неторопливо и осторожно, продумывая все детали до мелочей, прокручивая все снова и снова до тех пор, пока пазл не сложился полностью в готовый к жизни на сцене сюжет. Но так вышло, что жизненные обстоятельства диктовали свои условия и сроки, поэтому процесс создания спектакля "Крик" для всех начался очень внезапно, длился всего месяц и ограничился лишь семью репетициями. Это совершенно уникальные сроки для создания постановки такого высочайшего уровня по такой невероятно сложной пьесе! Татьяна один из немногих режиссеров, который на сцене видит непосредственно жизнь, а потому никакие читки с черновиками в руках в ее случае абсолютно неприемлемы. Так что Стас Мотырев и Анна Нахапетова каким-то невероятным образом выучили слова целой пьесы за очень короткое для этого время. У меня в голове не укладывается это все, и мне очень жаль, что я не стала свидетелем, я бы сказала, сотворения этого сценического мира Феличе и Клэр. Но мне повезло увидеть шедевр в рядах первых зрителей на генеральном прогоне.
Пьеса в пьесе (сон во сне, кино в кино) - мой любимый художественный прием, способный перемешать реальное с нереальным, запутать персонажей и зрителей, внести в произведение хаос, страх, недопонимание, а главное - толику безумия. Что нам известно точно, так это то, что главные герои в детстве потеряли родителей, причем, Клэр стала свидетельницей того, как отец убивал мать, и это помутило ее разум. Все остальное больше напоминает игру. Игру для зрителя под названием "Правда или вымысел". На сцене мы видим два параллельно развивающихся сюжета. Первый - два актера, брошенные своей труппой и вынужденные давать спектакль вдвоем, готовясь к выходу на сцену, репетируют пьесу, основанную на их автобиографии, но добавляя новые фрагменты в процессе репетиции, все больше путаются, где правда, а где выдумка, и это замутняет их рассудок. Второй - после происшествия с родителями брат и сестра долгие годы оставались изолированными от общества, и сейчас, наконец, готовы начать контактировать с внешним миром, что также вызывает помутнение. По мере действия сюжеты до такой степени сплетаются между собой, спутываются, сливаясь в один, не совсем логичный, словно это сон, что это вызывает страх, приводит персонажей к еще большей психоэмоциональной нестабильности. Рассудок персонажей играет с ними, подбрасывая фантазию в качестве действительности, и наоборот - правду превращая в вымысел. Границы реальности смещаются до предела, становятся недосягаемы, окончательно теряются из вида. И уже не важно, что правда, а что выдумка, - в какой-то момент в попытках разобраться нет никакого смысла, просто все происходящее воспринимается как данность, чем бы это ни являлось.
Спектакль "Крик" длится чуть меньше полутора часов, и все это время держит зрителей в напряжении. Благодаря сюжету актеры с самого начала будто бы не просто вживаются в роли, а на самом деле погружаются в неустойчивое бредовое состояние, продолжая распространять его в воздухе. Еще до третьего звонка из-за кулис на сцену не перестают изредка вылетать пластиковые шарики, в большом количестве рассыпанные по сцене. Словно капли, падающие из крана в тишине в металлическую раковину, они нагнетают обстановку. Гаснет свет, играет музыка, и вдруг из ниоткуда вырастает фигура - Клэр уже сидела на сцене, прикрытая черной тканью, еще до начала спектакля. С первыми звуками музыки она королевской походкой, в туфлях со звонко стучащим острым каблуком, в тиаре, в черной одежде, похожая на Черную Королеву, начала ходить по сцене и разбрасывать вокруг себя блестящую пыльцу, летящую к ее ногам и к лицу ползущего навстречу ей по полу Феличе. Уставший от безвыходности положения, а может даже, уже смирившийся с ним, он - брат, стержень, опора, делает все, чтобы Клэр не нервничала перед выступлением, не потеряла голос и была спокойна в минуты прорывающихся из глубин памяти кровавых картин. Он идет у нее на поводу - она забирается ему на шею, наступает на горло в прямом и переносном смысле. Феличе держится как может, но безумство их жизни неотвратимо, и его затягивает в эту опасную игру, из которой, возможно, не выйдет уже ни один из них...
Полностью погружаюсь в спектакль. Темные кирпичные своды клуба "Лахесис" как нельзя лучше способствуют созданию нужной атмосферы, и уже не первый раз становятся сценой, на которой показываются спектакли Татьяны Стрельбицкой. Кроваво-красный свет, громкая музыка и отчаянные крики героев, которые не отражаются в глухом помещении, остаются в зале и наполняют сердца зрителей. Пластичные растянутые движения актеров под идеально подобранное музыкальное сопровождение в отдельных сценах создают впечатление неестественности, словно в процессе выхода из наркоза. Стас Мотырев и Анна Нахапетова невероятно талантливые - я не просто верю им, я становлюсь ими, я чувствую их, живу в них. На сцене накал, нож, крик. Нахожу себя в зале, осознаю на месте, прижимаю язык к небу - молчу, все хорошо. Вновь проваливаюсь в постановку, словно это гипноз. В руках телефон, я же постоянно фотографирую спектакли для статей, но здесь забываю, приходится регулярно себе напоминать. Выхожу из состояния гипноза с неохотой - мне нравится пропускать спектакль через себя. Когда в зале включают свет - выдыхаю, смотрю на соседку, кажется, у нас одинаковое выражение лиц. Тоже выдыхает. После такого спектакля сложно быстро вернуться в реальность, поэтому аплодисменты, выход актеров на поклон, Татьяна Стрельбицкая с детской каруселью из спектакля в руках, - все это пока через пелену тумана и эмоций. Нет, это не театр в театре, это жизнь в жизни. Это матрица.
После спектакля можно было подойти ко всем участникам, причастным к созданию спектакля, чтобы взять у них автографы на программке. Разумеется, я забыла свой специальный фломастер, ну и ладно, это повод собрать автографы еще раз, на премьере. Ведь это был генеральный прогон, а премьера состоится 13 января, вновь в клубе "Лахесис". Несомненно, "Крик" Татьяны Стрельбицкой - это шедевр. Лучший выбор актеров, мне сложно представить здесь кого-то другого, - ни одной фальшивой эмоции! Очевидна длительная и кропотливая проработка Татьяной мельчайших деталей, - ничего лишнего. Этот спектакль пробирает насквозь, он проникает в каждую клеточку, он овладевает зрителями. Красиво, притягательно, - безупречно! Насколько может быть безупречна боль...