Пролог.
Иногда я думаю о том, что из Святого писания правда, а что вымысел. И даже иногда мечтаю, что если бы я могла вернуться в прошлое, то могла бы раскрыть столько будоражащих сознание человечества тайн... У писателей и режиссеров своя машина времени, но часто такое путешествие оставляет еще больше вопросов...
Я очень долго этого ждала, и вот свершилось - наконец я увидела на сцене театр "Модерн" завершающий трилогию "Антихрист и Христос" спектакль Юрия Грымова "Иуда?". Напомню, что первые два спектакля трилогии - это "Петр I" и "Леонардо". Однако, была еще постановка "Цветы нам не нужны", которую многие зрители называли прологом к трилогии, и я с ними полностью согласна. Все спектакли серии "Антихрист и Христос" объединены идеей глубокого анализа жизни и деятельности самых значимых личностей в истории, культуре и религии, каждая из которых радикально повлияла на человечество. Или нет?.. Кто стоял за спиной у каждого из них, Антихрист или Христос? Посмотрев все три части, каждый зритель сделает свой вывод.
Как погрузить всех зрителей вне зависимости от возраста, веры, национальности, гендера, в постановку по известному всем сюжету из Евангелия так, чтобы это было ново, интересно и неожиданно? Как из, казалось бы, пресной научной и религиозной темы создать спектакль, на котором всегда будут аншлаги? Драматургу Александру Шишову и режиссеру Юрию Грымову это удалось. Спектакль начинается с конца, с наших дней, с лекции профессора на тему предательства Иуды, с обсуждения возможной выгоды, ради которой Иуда пошел на этот шаг, с поиска других причин и с предположений, что было бы, если бы Иуда не предал Иисуса. На последний вопрос есть два наиболее очевидных ответа: Иисуса арестовали бы все равно, просто на пару дней позже, или эта страшная участь не постигла бы Христа, но и Божественный замысел не осуществился бы. Очень необычно для театра "Модерн", и это, конечно, заинтриговало, но где-то на десятой минуте лекции от ставшего занудным спора мне стало немного скучно, - хотелось грымовской экспрессии. Вот тут всех зрителей и ждал сюрприз: сначала необычное появление новых участников лекции, оживившее зал, а потом и вовсе молниеносный скачок во времени.
И перед нами уже не научные дебаты, а омовение Иисусом ног своим ученикам. Это медленное смиренное молчаливое действие, льющаяся на сцену вода, плавные движения персонажей погрузили зал в состояние покоя и мира. На протяжении всего спектакля фрагменты с Иисусом будто бы излучали благодать, такие чувства передать в спектакле - это действительно многого стоит. И на этом фоне коварные замыслы, циничные интриги, эгоизм, трусость и подлость предателей смотрелись особенно зловеще. К тому же, впечатление усиливали дополнительные эффекты, созданные на сцене. Например, Понтий Пилат, выезжающий на сцену на коне, напоминает отсылку к "Откровению святого Иоанна Богослова": "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными", - ведь здесь можно понимать как смерть в прямом смысле, так и в духовном, что очень подходит к сюжету спектакля. Так, в одном из эпизодов женщина под копытами его коня умирала от жажды, а в другом - под копытами коня лежали мертвые люди. И, конечно, эмоций, как и во всех спектаклях Юрия Грымова, добавляли созданные им потрясающие звуковое и музыкальное оформление и художественный свет, оживляющие такие привычные поклонникам творчества Юрия Грымова декорации. Отдельно хочется отметить гармоничные, детально проработанные костюмы без излишеств.
Мы привыкли, что в большинстве случаев Христа изображают словно только что сошедшим с иконы, тогда как он - Сын Человеческий, воспитанный в благочестивой семье и освоивший вполне земную профессию плотника. В постановке, или, возможно, это только мое восприятие, Христос показался мне непривычно естественным, приземленным, и, я бы даже сказала, немного дерзким. Тем временем, у него были свои размышления, сомнения, друг и любимая женщина, - хотя это, конечно, тоже предположения и мысли авторов. Мне даже нравится такая интерпретация тем, что она делает Иисуса более естественным, близким и понятным людям, которым он проповедовал. Впрочем, налет дерзости может быть связан не с режиссерским замыслом, а с реальным характером актера, который играет Иисуса. Но и такое видение Христа имеет место быть, ведь правды мы никогда не узнаем, а люди любят фантазировать на темы, которые навсегда останутся тайной. И я встречала литературу на тему непростого характера и неоправданно дерзкого поведения Христа. Но самое большое замешательство у меня вызвала личность Иуды, а впоследствии - финал. Это самая необычная теория, или фантазия, на тему евангельского сюжета, которую я когда-либо встречала. Рассказывать не буду, поверьте, это должно быть неожиданностью именно в момент спектакля! Скажу только, что это навсегда отпечаталось у меня в голове, и мой взгляд на предательство Иуды никогда не будет прежним. Наверное, для меня просто это было бы самым оптимальным, самым желаемым вариантом развития событий тех давних, возможно, даже не произошедших событий...
И, конечно, в очередной раз отмечу, какая замечательная труппа в театре "Модерн", как удачно Юрий Вячеславович подбирает актеров на роли, и какие характерные и запоминающиеся получаются персонажи его постановок. Кто же сыграл персонажей, чьи лики у каждого из нас непременно ассоциируются с иконами и фресками? Роль Иуды исполнил молодой актер Лев Смирнов, Иисуса сыграл Богдан Щукин, Исхака - Вадим Пинский, Каифу - Алексей Багдасаров, Зиновия - Денис Игнатов, Ирода - Константин Конушкин, стражника - Алексей Баранов, слугу Пилата - Диллон Олойеде. Очень мне понравился Понтий Пилат, роль которого исполнил Александр Борисов, он даже внушал какой-то ужас, такой тихий и неотвратимый. Марию Магдалину сыграла Марианна Канивец, и, учитывая ее необыкновенные черты лица, иначе быть и не могло. Ну и конечно если сюжет предполагает на сцене массовость, Юрий Вячеславович не обходит это стороной, поэтому в спектакле было задействовано много актеров, играющих сначала студентов на лекции, а потом народ Назарета. Посмотрев хотя бы несколько спектаклей в театре "Модерн", запоминаешь ведущих артистов Театра, и в каждой следующей постановке с большим интересом наблюдаешь их перевоплощения. К тому же, благодаря уже знакомым лицам, погружение в спектакли становится более легким и быстрым.
Мне повезло, не так давно я смотрела спектакль "Иуда Искариот" в другом театре, и там тоже подробно рассматривался этот же вопрос. После, конечно, я перелопатила море литературы, изучив все возможные, как мне казалось, варианты. Поэтому финал спектакля "Иуда?" Юрия Грымова стал для меня особым шоком. И пускай такой версии я еще нигде не встречала и вряд ли встречу, но как же это интересно, свежо и запоминаемо! Конечно же я не расскажу вам финала, ведь я очень хочу, чтобы вы испытали на спектакле те же эмоции, какие испытала я. Юрий Вячеславович каждый раз удивляет меня своими постановками и уникальными проектами в стенах театра "Модерн". И я с нетерпением жду новой встречи с Театром.
Эпилог.
"И зла тоже нет, точнее, оно не существует само по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод - отсутствие света и тепла. Это - всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло - это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога. Это как холод, наступающий при отсутствии тепла, или тьма - при отсутствии света."
© Притча об Альберте Эйнштейне и профессоре