"Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие"
© Джордж Оруэлл, "Скотный двор"
Я очень люблю сатирические постановки. Сатира является одним из моих любимых жанров, на мой взгляд, позволяющих наиболее наглядно и остро высмеять пороки нашего общества, правительства или чего-то еще, при этом, не только заставляя задуматься над...
Показать целиком
"Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие"
© Джордж Оруэлл, "Скотный двор"
Я очень люблю сатирические постановки. Сатира является одним из моих любимых жанров, на мой взгляд, позволяющих наиболее наглядно и остро высмеять пороки нашего общества, правительства или чего-то еще, при этом, не только заставляя задуматься над выделенными проблемами, но и развлекая публику абсурдностью показанных ситуаций. Хотя, тут уж как поставить. Порой, как писал Лермонтов: "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…" К спектаклю "Скотный двор" Юрия Грымова в любимом театре "МОДЕРН" по одноименной повести Джорджа Оруэлла относится скорее именно второй вариант, ибо тут совсем не до смеха. Сложно было даже представить столь наглядное изображение современной власти, но Юрий Вячеславович умеет поразить воображение.
Повесть выпущена в 1945 году и высмеивает революцию 1917 года в России и ее последствия, тоталитарную власть, утопические идеи всеобщего равенства, переходящие в диктатуру. Но можно даже не заглядывать так далеко назад, - и сегодня положение, что все равны, но некоторые все же ровнее все так же актуально и болезненно для общества, а жадность и корысть все так же наиболее распространенные человеческие пороки. Но если в реальной жизни мы более-менее свыклись с положением вещей и нас уже сложно удивить, то аллегория в виде скотного двора, наглядно демонстрирующая весь ужас происходящего вокруг нас, неожиданно шокирует. Так, герои "Скотного двора" Джорджа Оруэлла, спустя почти сто лет, вновь становятся ярким олицетворением вполне конкретных личностей.
Кто хоть немного знаком с творчеством Юрия Грымова, тот знает, что он - король вау-эффектов в своих работах, и новый спектакль не стал исключением. Подходя к театру в тот вечер, когда я приехала на спектакль "Скотный двор", я на несколько секунд испытала замешательство. Заставленный стогами сена с деревянной табличкой "Скотный двор", - он был больше похож на ирландский паб нежели на театр. Также интересные декорации будут и в зале, около сцены, они же - прекрасная фотозона, где может сфотографироваться каждый желающий. Но больше всего меня позабавили рожки, которые в этот день неожиданно выросли у работников театра. Программка тоже отличалась от уже привычной: состояла из двух карточек, на одной из которых с обеих сторон располагаются портреты животных в человеческих нарядах. Жаль, что не было еще и карточки с портретами актеров в костюмах животных. Мне эти портреты сразу напомнили галерею с фотографиями актеров на первом этаже Театра. Каково же было мое удивление, когда на сайте на страничках актеров кроме уже привычных фотографий я обнаружила эти самые портреты животных, которых они играли.
Нет, не думайте, что на сцене прыгают и бегают ростовые куклы животных. Костюмы состоят по большей части из оригинально стилизованной человеческой одежды, подходящих причесок и даже грима практически нет. Джинсы-клеш и конный хвост для лошади, платье с длинной бахромой, где-то заплетенной в косички, для козы, пышная накидка на плечи для курочек и прочее. Самые оригинальные костюмы у овечек - кудрявые комбинезончики, практически исчезнувшие после стрижки, так что бедные девушки бегают по сцене, прикрывая оставшиеся кудри руками. Только свиньи имеют самые объемные "жировые" комбинезоны, которые в процессе потери животного обличия и приобретения человеческого они частично теряют. Но не благодаря костюмам животные узнаваемы, а благодаря актерской игре. Одно из самых распространенных упражнений для актеров - изобразить какое-то животное. Я пробовала дважды, и поверьте, это не так просто. Но что творят на сцене актеры театра "МОДЕРН", это невероятно. Без труда угадываются все животные, - позы, движения, мимика и даже издаваемые звуки характерны для представителей скотного двора.
Постановка захватила как-то сразу. Зрители моментально увлеклись забавной фермерской картиной на сцене. Но улыбки исчезли очень быстро и не появлялись до конца спектакля. Было не смешно - было страшно, и декорации, свет и звуковое оформление этому способствуют. Декораций минимум: лампы, сено, двери, немного садовой утвари и целлофан, который вешается обычно на дверях холодильников со свежими тушами (что характерно, такой же целлофан висит и на двери хозяев скотного двора). Свет - тусклый и мрачный. По мере развития сюжета лампы громко падают и бьются, оставляя сцену в невежестве и полумраке. Ну и по принципу А.П.Чехова: "Если на сцене висит ружье, оно обязано выстрелить", - и оно стреляет, и стреляет неоднократно, окончательно стирая грань между человеческим и диким. Музыкальным оформлением занимался сам Юрий Грымов, также вместе с Антоном Исаевым он выступил в качестве художника по свету и вместе с Марией Соловьевой художником-сценографом. Художник по костюмам - Катя Никитина, звукорежиссер - Анна Боева.
В спектакле задействована практически вся труппа Театра, большинство актеров я давно узнаю и люблю безмерно: Александр Борисов (Боров Наполеон), Александр Колесников (Боров Старый Майор), Евгений Невар (Боров Сноуболл), Александр Сериков (Боров Цицерон), Вильдан Фасхутдинов (Вилли/Визгун), Алексей Баранов (Мистер Джонс), Надежда Меньшова (Миссис Джонс), Мария Травина (Корова Джейн), Светлана Рубан (Корова Мэри), Валерия Королева (Коза Мюриель), Юрий Анпилогов (Конь Боксер), Марина Дианова (Лошадь Кловер), Марианна Канивец (Глупая Кобыла Молли), Александра Богданова (Курица Элис), Мария Кондратова (Курица Карри), Роман Зубрилин (Петух Питер), Маина Чижевская (Тупая Овца Лиззи), Кристина Левченко (Овца Наоми), Василиса Кашуба (Овечка Долли), Вадим Пинский (Осел Бенджамин) и Лев Смирнов (Индюк Базиль).
В конце спектакля было уже не только страшно, но и даже физически отвратительно, - Юрию Грымову удалось оживить повесть Джорджа Оруэлла. Однозначно "Скотный двор" в театре "МОДЕРН" - одна из самых злободневных, пронзительных, смелых, и в то же время очень необычных и профессиональных постановок, которые я видела за последние годы. Очень рекомендую этот спектакль! Не знаю, какие эмоции он вызовет у вас, но точно не оставит равнодушными. Только обязательно будьте готовы увидеть вдруг в одном из многочисленных героев на сцене свое отражение...