- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Очень уважаю Юрия Грымова, бесконечно люблю его творчество и Театр "МОДЕРН", каждый раз ожидая новые постановки с огромным нетерпением. В "Модерне", к сожалению, давно не была, но, к счастью, теперь меня ждет сразу несколько премьер, одна из них - "Веро́ника решает..." Юрия Грымова по роману Пауло Коэльо "Веро́ника решает умереть". Когда-то давно...
Очень уважаю Юрия Грымова, бесконечно люблю его творчество и Театр "МОДЕРН", каждый раз ожидая новые постановки с огромным нетерпением. В "Модерне", к сожалению, давно не была, но, к счастью, теперь меня ждет сразу несколько премьер, одна из них - "Веро́ника решает..." Юрия Грымова по роману Пауло Коэльо "Веро́ника решает умереть". Когда-то давно бразильский писатель Пауло Коэльо стал очень популярен в России благодаря своему роману "Алхимик". Для меня все его книги были легким чтивом, но немного безумный и жизнеутверждающий роман "Веро́ника решает умереть" подростку не в самой приятной стадии взросления врезался в память на всю жизнь. По нему снята пара фильмов, один - 2009 года с Сарой Мишель Геллар в главной роли - я смотрела. На мой взгляд, спектакль Юрия Вячеславовича даже больше приближен к нему, чем к роману. Но ни тот ни другой и в сравнение не идут с новым спектаклем в театре "Модерн".
Как превратить поверхностный роман и малоэмоциональный фильм, снятый по нему, в глубокий философский спектакль, заставляющий зрителей плакать от переживаемых эмоций? Только с помощью магии, которой обладает Юрий Грымов, творящий на сцене своего театра поистине чудеса. Он вырезал все пустые, ничего не несущие фрагменты, так называемую "воду", прикрыл всю присутствующую пошлость, изящно подчеркнул волшебство красоты женского тела и влияние любовных чувств на сознание человека, но самое главное, - он сделал акцент на личности героев, прокрался к ним в душу и показал зрителям, что же там, за видимым безумством, какая боль душит героев изнутри, что стало причиной... Не безумная, спрятавшаяся ото всех, а успешная женщина, которая не смогла смириться с предательством супруга. Не сумасшедшая в красном платье, а...а впрочем, смотрите сами. Ведь именно эти истории позволяют нам вспомнить, что все мы люди разные, и проблемы, даже похожие, мы воспринимаем по-разному. И хорошо, если у человека хватает моральных и физических сил пережить горе и не сойти с ума, но чей-то разум и чье-то тело могут быть слишком слабыми, чтобы справиться даже с первой любовью, и это не их вина, а их беда. Тут уже как заложено природой, или Богом...
А действительно, где Бог в те самые моменты, когда с нами случается нечто подобное? И прописано ли наперед, что будет дальше, в силах ли мы изменить течение нашей жизни? Сами ли мы творцы своей судьбы, или есть ли над нами некая всемогущая сила, Бог, высший разум? По крайней мере у Вероники по версии Грымова был свой личный Бог, и роль этого Бога исполнил з.а. России, ведущий актер бывш. Театра им. Романа Виктюка Дмитрий Бозин. Такой нестандартный, очень харизматичный, всегда узнаваемый, он притягивал внимание, царил на сцене в золотом костюме Бога Ра, Бога Солнца. Впрочем, у каждого пациента был свой Бог, то ли от того что этот Бог находился внутри них самих, то ли потому что каждый пациент имеет свое представление о Боге, свою веру во что-то высшее, то ли потому что в стенах клиники Богами для пациентов являются медсестры и медбратья. Я насчитала пятерых: Осириса в исполнении Александра Мирлюнди, Бастет в исполнении Марианны Канивец, Тота в исполнении Александра Колесникова и Шу в исполнении Александра Серикова. Амон-Ра же был личным Богом Вероники, спокойным, мудрым и таким недосягаемо величественным рядом с миниатюрной хрупкой подопечной, маленькой запутавшейся девочкой, которую великолепно сыграла Анастасия Сычева.
Пока я смотрела спектакль, заплакала дважды. Первый раз, когда Веронике исповедовалась Зедка, которую сыграла Жанна Чирва , я помню ее по Театру на Юго-Западе. Столько любви, столько боли, столько искренности в ее героине, и вот уже не кажутся ее переживания глупостью, и Зедку становится так жалко, и так становится тоскливо, что невозможно сдержать слезы. Второй - в финале, когда рядом с Эдуардом, роль которого исполнил Лев Смирнов, и Вероникой появляется седой господин, которого сыграл Александр Борисов , и мы наконец узнаем его историю, и понимаем, что у Вероники с Эдуардом впереди...а впрочем, смотрите сами. Финал у Юрия Грымова получился одновременно и щемящим душу, и светлым, радостным. И удивительно, как практически каждый персонаж запал в душу благодаря чудесной режиссуре и потрясающей актерской игре. И Мари в исполнении Марии Орловой, и Анна - мать Вероники в исполнении Надежды Меньшовой, и родители Эдуарда Стелла и Альберт, которых сыграли з.а. России Любовь Новак и з.а. России Леонид Трегуб, и доктор Игорь, роль которого исполнил Роман Зубрилин, и безумный санитар, которого сыграл Михаил Матыченко, и спящий пациент в образе Папы Римского в исполнении Ильи Янцова. У этого персонажа, кстати, не было ни единого слова, а по окончании спектакля мы застали его в фойе спящим около афиши спектакля. Так что не упустите возможность сделать забавное фото, пока пациента на увел санитар.
Кто был хоть на одном спектакле Юрия Грымова, тот всегда узнает его постановки среди других. У него особенный стиль, иное видение, необычное оформление, прекрасные детальные костюмы, и "Вероника решает..." не исключение. Какие роскошные костюмы Египетских Богов, в них и с гримом актеры выглядели как ожившие египетские статуи. У Юрия Грымова всегда прекрасные и уместные костюмы. Роскошная и в то же время безумная шляпа в виде вороны у Зедки, шляпа невидимки Мари, милые пижамки пациентов, воздушные и нежные платья Вероники, - все гармонично и хочется рассмотреть. Сцена у Грымова всегда темная, и яркие направленные лучи света всегда фокусируют внимание зрителей на главном действии, картинка становится более живой, более экспрессивной. Декораций всегда немного: в центре на подиуме стоит ванна, на потолке - вентиляторы и лампы, меняющие цвет, позади - решетка, за которой иногда появляется звездное небо и отсчитываются оставшиеся Веронике дни. Во втором действии все переворачивается в буквальном смысле с ног на голову, к тому же, появляется тот самый спящий в кресле почти все второе действие пациент, пианино, и периодически вывозят полотно, на котором появляются картины Эдуарда. Будто бы происходящие перемены оживили рутинное течение времени в клинике, перевернув с ног на голову. По крайней мере, именно так я трактовала игру с декорациями.
Вообще, Юрий Вячеславович в своих спектаклях оставляет очень много символов для внимательных зрителей, символов, расширяющих смысловые рамки спектаклей во много раз. Доктор, который проводил эксперимент с купоросом, был очень похож на великого ученого Эйнштейна. Ванна, возможно, она же купель, и вода в ней - очищение, начало всего живого. Использование инвалидных кресел, скорее всего, указывает не на физическую, а на моральную патологию пациентов и матери Вероники, которая, в общем-то, ломала свою дочь. А вот к чему на сцене было присутствие незаметно спящего почти все второе действие пациента в наряде Папы Римского я не поняла. То ли незримое присутствие веры, то ли отсутствие церкви рядом с такими пациентами, то ли напоминание о том, что Бога не надо ждать - надо искать его в себе, то ли это капля юмора, разбавляющая болезненный накал постановки. Еще мне безумно понравился ход с седым господином, членом Братства по книге, которому в спектакле характер изменили на совершенно противоположный, и его любимая песня группы "You're in the army now" проходит через весь спектакль и раскрывается в самом конце. А песня "I put a spell on you" в исполнении Вероники под "Лунную сонату" Бетховена я бы хотела в свой плейлист. Если хотите понять, попробуйте соединить в воображении "Лунную сонату" и песню "I put a spell on you" в исполнении Nina Simone, добавьте туда искренних переполняющих, через край, эмоций...это восторг, я теперь хочу так же научиться ее петь!
И все же, сколько бы я не писала про этот спектакль, слов недостаточно, спектакль Юрия Грымова "Веро́ника решает..." в Театре "МОДЕРН" нужно видеть своими глазами. И если вы читали книгу или смотрели фильм, то вас поразит, насколько мощная получилась постановка. На поклонах было много серебристого конфетти, а потом на сцену вышел сам Юрий Вячеславович. А ведь в Театре сейчас идет несколько премьер прошлого сезона, готовится премьера нового спектакля, долгожданный показ фильма "Война и мир" по спектаклю Театра и готовится новая лекция. Я в предвкушении... А вы?