- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
-
-
-
+7 фотографий
-
-
-
-
-
-
-
Хочу рассказать про спектакль "Душечка" режиссера Артема Черкаева по одноименному рассказу А.П. Чехова. Если не ошибаюсь, этот спектакль третий в рамках Молодежной программы Театра "Школа Драматического Искусства" Глеба Черепанова, позволяющей молодым режиссерам себя проявить. Кстати, два других были тоже поставлены по Чехову. Не знаю, совпадение...
Хочу рассказать про спектакль "Душечка" режиссера Артема Черкаева по одноименному рассказу А.П. Чехова. Если не ошибаюсь, этот спектакль третий в рамках Молодежной программы Театра "Школа Драматического Искусства" Глеба Черепанова, позволяющей молодым режиссерам себя проявить. Кстати, два других были тоже поставлены по Чехову. Не знаю, совпадение ли это или таков замысел, но получается уникальный сборник постановок по Чехову в рамках одного проекта, одного театра, но от разных режиссеров, а потому совершенно непохожих, уникальных. "Душечка" особенно интересна для постановки в театре, ведь небольшой рассказ этот можно прочесть минут за пятнадцать. Но в нем Антон Павлович не просто поместил историю длиною в жизнь, он затронул некоторые проблемы того времени, в частности связанные с привлечением публики в театр. Читаешь и понимаешь, что все в мире идет по кругу... Итак, "Душечка".
Иной ее осудит, мол пустышка, даже мнения своего не имеет, все под мужиков подлаживается, чтобы удобной для них быть, - ни гордости, ни чести, ни внутренней, так сказать, целостности. А я вам скажу, что это взгляд однобокий и субъективный. Не подстраиваться, а договариваться! Не угодничать, а поддерживать! Не служить, а заботиться! Не слушаться, а прислушиваться! Не терпеть, а быть мудрее! Не взваливать все на свои плечи, но быть сильной! И главное - искренне любить! Я не знаю, а точнее, даже боюсь предположить, какие рассуждения на эту тему у современной молодежи, но меня лично мама и бабушка учили, что женщина должна быть мудрой, ласковой и сильной, ведь мужчина на самом деле слаб. Именно на таких женщинах держатся семьи. И, может быть, потому в наше время институт брака трещит по швам, что женщины, хотя так почему-то принято говорить только про мужчин, измельчали.
Главная героиня Оленька - образец русской женщины: спокойная, добрая, заботливая, умеющая любить и даже раствориться в объекте своей любви. За ее покладистый характер и даже некоторую наивность ее любили окружающие, даже называли "душечкой", за это же влюблялись и мужчины. Вот только жизнь не разделяет людей на плохих и хороших, распределяя земные блага по какому-то непонятному нам собственному разумению. Так, Душечке выпали на долю испытания потерями и одиночеством, оставив довольствоваться лишь обрывками счастья такого желанного, такого незатейливого, но такого хрупкого и так беспощадно быстро отнятого у нее. Не о том она мечтала, не того ожидала в своей судьбе. Однако, это не озлобило ее и не изменило ничуть, Душечка так и осталась Душечкой, заботливой и чуткой. Быть может, поэтому в конце жизни получила свыше еще один обрывок счастья.
Могу предположить, что основной проблемой рассказа Антон Павлович выделял отсутствие собственного "Я" в отношениях Оленьки с окружающими, будь то любовь или что-то иное. Знал бы Чехов, что будет, когда этого самого собственного "Я" в женщине станет слишком много. Так много, что женщина начнет доминировать над мужчиной, появится такое явление как "феминизм", а потом и вовсе "чайлдфри", институт семьи будет трещать по швам... Таким образом, в современном мире и в постановке режиссера Артема Черкаева этот рассказ обретает совершенно иной смысл, обратный. Мы видим образец доброты и женственности, настоящую женщину, наполненную любовью и желающую отдавать ее, жаждущую заботиться и быть нужной. И допустим, что Оленьке не хватает какого-то собственного "Я", но почему никто не рассматривает другой вариант, - что ее желание самореализоваться заключается именно в создании семьи, которой она могла бы отдать всю свою нерастраченную любовь? Может ей и не нужно никакого "Я", может ей присуще становиться чей-то тенью, и не важно, глубоко духовного человека или мужчины работящего и простого? Кто сказал, что это плохо, если это не навязано обществом? Кто вообще сказал, что это хуже, чем то, что происходит сейчас с большинством женщин? Судьи кто? Повод задуматься для многих, в том числе, для современных мужчин, совсем забывших, что в женщине нужно ценить отнюдь не накачанные ботексом губы и желание состояться как кто угодно, но не как жена и мать.
В спектакле задействованы всего два актера - Алина Чернобровкина и Кирилл Федоров. Я тоже была очень удивлена, и не тем, что в постановке всего два героя - героев было нужное количество - а тем, что все мужские роли были сыграны одним человеком. На Кирилла Федорова я обратила пристальное внимание еще в спектакле "Дядюшкин сон", где он играл обезумевшего от старости Князя К. Это было совершенно изумительное перевоплощение. В спектакле "Душечка" Кирилл сыграл четверых: Кукина, Пустовалова, Смирниных Владимира и Сашеньку. Причем, во второй роли я сильно усомнилась, он ли это, уж больно хороши были перевоплощение и грим. Но особенно хорош получился Сашенька. Алина Чернобровкина играла в постановке Оленьку. По задумке режиссера актриса в противовес актеру весь спектакль играла в одной сорочке и без грима до самого конца. Открытая, душу нараспашку, ни капли фальши, - чистая и светлая, без потаенных помыслов. И если мужские роли больше были выразительны речью, то ее язык - это язык тела. Потрясающая пластика, способная передать каждую человеческую эмоцию без лишних слов. Я бы назвала это танцем жизни, такое мастерство достойно отдельной пластической постановки.
Декорации в спектакле тоже весьма говорящие и очень необычные, спасибо художнику-постановщику Елене Ярочкиной за это интересное сценическое убранство. Через сцену наискосок пролегают рельсы, словно дорога жизни, по которой идет Оленька, дорога, приносящая и уносящая людей из ее жизни, дорога, и в конце ее - свет, до которого Душечка так тянулась, и ненадолго дотянулась, кажется, лишь единожды . По ту сторону рельс - домики, сараи, кровати и сундуки из больших деревянных ящиков. В ее крошечном домике размером со шкаф, помимо паутины, зритель видит несколько табличек "Выход", видимо, напоминающих и Оленьке, и нам, что из любой ситуации есть выход. А особенно сильно мне понравились фигурки людей из картона и надутых резиновых перчаток. Прекрасный намек на то, что все окружение, ничего толком из себя не представляющее и внутри себя ничего не содержащее, не вправе давать кому-то или чему-то оценку, а тем более, учить или осуждать. Больше всего мне запомнился полет воздушного змея, которого Душечка сделала, кажется, из подручных материалов - из того немногого, что было у нее: любви да нитки. И змей полетел, словно белый голубь, полетел в тот свет, до которого так долго не могла дотянуться Душечка. По мере старения главной героини и опустошения ее жизни, пустела и сцена, пока на ней не остались только рельсы, Оленька и маленький Саша, освещенные последним ярким светом надежды и счастья.
Знакомые очертания судьбы Оленьки больно кололи в грудь острыми шипами на протяжении всего спектакля "Душечка" в Театре "Школа Драматического Искусства". За видимой легкостью постановка несет в себе груз печали и одиночества величиной в целую человеческую жизнь. Эта постановка прекрасна не только в целом, но и в своих многочисленных деталях, которые можно рассматривать бесконечное множество раз, снова и снова приходя на спектакль. Каждая табличка, веточка, дощечка, каждое движение, каждая деталь грима, каждый лучик софита, - все это собирается в искусную полупрозрачную картину витража, через призму которого очень полезно посмотреть на семейные ценности в наше время, и через которую так страшно увидеть себя. От души рекомендую этот спектакль, созданный по такому неоднозначному теперь произведению, к просмотру не только молодежью, но и старшим поколением.