- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Театр Мост удивительно теплый театр. Где еще зрителей приглашают в зал не электрическим звонком, а колокольчиком, ласково напоминая, что неплохо бы выключить телефоны.
А в фойе новой сцены актриса Евгения Явтушенко поет старые песни о главном. Не знаю всегда ли, но у нас перед спектаклем "Фиктивный брак. (Homo Soveticus)" пела, ненавязчиво перенося...
Театр Мост удивительно теплый театр. Где еще зрителей приглашают в зал не электрическим звонком, а колокольчиком, ласково напоминая, что неплохо бы выключить телефоны.
А в фойе новой сцены актриса Евгения Явтушенко поет старые песни о главном. Не знаю всегда ли, но у нас перед спектаклем "Фиктивный брак. (Homo Soveticus)" пела, ненавязчиво перенося зрителей в почти уже легендарную социалистическую эпоху.
Владимир Войнович написал пьесу в 1982 по заказу радиостанции BBC, в театре "Мост" Евгений Славутин поставил ее десять лет назад, про время, когда "на полках пусто и за разговоры уже не расстреливают", а в прошлом году появилась обновленная версия спектакля.
Сценограф Людмила Казакова выстроила на крохотной сцене театра Мост, узнаваемо крохотную квартирку с портретом Гагарина на стене и с обеденным столом накрытом скатертью с кистями. Похоже хозяин к своим сорока двум годам даже на телевизор не заработал. Или талончика ему на приобретение не досталось, как несемейному.
Получился спектакль, насыщенный тонким юмором и незлобной сатирой о закате большой и сложной эпохи и о двух обычных людях, которым нечего терять кроме своего одиночества.
На дворе 80е, инженер-электрик Отсебякин женился фиктивным браком, чтобы разрешили ему наконец поехать в Анголу, очень уж хочется на Жигули накопить, а на инженерную зарплату не разгуляешься. А у Нади причина еще проще - она вышла замуж из вредности, чтобы хахалю Витьке отомстить.
Язык Войновича образен и тонок, чего стоит стилистическая оценка различий между терминами хахаль, возлюбленный и ухажер. Текст как жемчужинами пересыпан неожиданными диалогами:
" - У нас тоже один в Узбекистан… нет, в Афганистан… Поехал за "Жигулями", а вернулся без головы. В цинке запаян, как шпрот.
- Слушайте, я забыл. У меня же и шпроты есть."
Войнович неистощим в изобретении комических ситуаций, но слишком сострадателен, чтобы смешить без удержу.
Сегодня молодежь не понимает что такое очереди и дефицит, а Ленин - почти святой для советских людей, стал персонажем комическим. Герои актеров театра Мост Наталии Парфёновой и Анатолия Сафронихина настолько достоверны, что буквально проваливаешься в их диалог, сопереживаешь и сочувствуешь - времена меняются, а человеческие отношения остаются.
Спектакль "Фиктивный брак. (Homo Soveticus)" длится всего час, но за это время успеваешь даже сродниться с его героями и хочется продолжения.