- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
-
-
-
+7 фотографий
-
-
-
-
-
-
-
"...Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума..."
© Сергей Есенин, "Пой же, пой" (Изадоре Дункан)
Любовь не видит разницы, к кому приходить. Сердце, вне зависимости от положения человека в обществе, одинаково любит и одинаково страдает в разлуке. И жизнь простых смертных равно...
"...Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума..."
© Сергей Есенин, "Пой же, пой" (Изадоре Дункан)
Любовь не видит разницы, к кому приходить. Сердце, вне зависимости от положения человека в обществе, одинаково любит и одинаково страдает в разлуке. И жизнь простых смертных равно как и жизнь бессмертных великих может быть похожа на сюжет увлекательного романа. Когда читаешь биографии, это не всегда заметно, но увидев на театральной сцене постановку, основанную на реальных событиях, удивляешься: "Эка жизнь закрутила, нарочно такого не придумаешь!" Так и спектакль по пьесе драматурга Влада Васюхина режиссера-постановщика Дмитрия Сердюка "Без Есенина" любимого театра "Кашемир", погрузившись в сценический мир, я смотрела как драму, пока не вернулась в мир реальный: "Господи, как некоторые люди выносят все то, что им уготовано... Но какой интересный и проникновенный спектакль!"
Считаю ли я напрасными иллюзии и мечты, которыми так часто живут люди, горько разочаровываясь после? Не считаю, напротив. Могу ли я осуждать отношения, в которых женщина намного старше мужчины? Разумеется, нет. Верю ли я в постоянство такой любви? К сожалению, не верю. Как циничны и как жестоки бывают наигравшиеся мальчишки, вдребезги разбивая все, что уже надоело, что уже не нужно. И Сергей Есенин ничем не отличался от прочих таких, разве что талантом и публичностью. А вот Изадора Дункан верила ему слепо, искренне, безрассудно. И любила так же. Два часа - история жизни сильной женщины, пережившей множество потерь, но так и не пережившей последней. Два часа - история одной большой любви двух великих людей. Два часа - один небольшой фрагмент в несколько дней от телеграммы с признанием в любви до телеграммы с просьбой больше не беспокоить. Фрагмент, вмещающий в себя всю боль и все уродство разлуки некогда близких людей, общим языком у которых был лишь язык любви.
Несмотря на то, что в спектакле участвует несколько персонажей, я бы назвала постановку моноспектаклем. Два часа внимание зрителей сосредоточено полностью лишь на Изадоре Дункан, которую сыграла з.а. России Анастасия Светлова. На протяжении всего спектакля она находится в ожидании своего возлюбленного, периодически рассказывая другим персонажам постановки о себе, о Есенине и об их необыкновенной любви. Ирма Дункан (Екатерина Седик), Илья Шнейдер (Евгений Самарин), Соня Шварц (Инна Дымская), Портье/официант (Денис Ясик), Студент (Ярослав Зенин), - великолепные актеры и прекрасно сыгранные роли, но в спектакле "Без Есенина" мы видим лишь их полупрозрачные образы в яркой иллюзии Дункан под названием "любовь". А что остается в такой ситуации? Только быть рядом и поддерживать всеми возможными способами. Мне хочется отдельно отметить талант Анастасии Светловой, от которой невозможно оторвать глаз. Нет, она не играет роль, она - сама Изадора!
На сцене - простой деревянный коридор и уютная гостиная с огромной люстрой. Такая роскошная золотая клетка, в которой Изадора сходит с ума в пустом ожидании Сергея. Словно птичка два часа она мечется по пространству, которое несмотря на оформление, психологически кажется замкнутым (сценография - Андрей Черкасов). Лишь изредка Дункан выходит в ресторан или на прогулку, и обратно - написать телеграмму и ждать, ждать его... В спектакле очень красивый свет (художник по свету - Никита Федун), сменяющийся от рассеянных желтоватых оттенков до яркого голубого софита, в лучах которого отчаявшаяся Изадора делится со зрителями своими самыми страшными потерями в жизни. В этот момент нет больше никого, кроме Дункан и зрителей, перед которыми она угасает вместе с тем единственным лучом света, которым для Дункан была любовь с Есениным. Последним лучом в темноте ее жизни и в боли ее надломленного существа.
Такие постановки заставляют иначе посмотреть на великих людей. Привыкшие видеть их лишь через биографии в книгах, мы часто теряем эмпатию к ним как к реальным людям, уделяя все внимание их творчеству. В спектакле же проживаем вместе с артистами эти биографические истории, сопереживая, проникаясь, перекладывая на себя, - оживляя их в своем воображении. Однако, возможно, это не всегда хорошо. Ведь в равной степени как больно мне за Изадору Дункан (как и остальных оставленных им женщин), мне неприятно поведение Сергея Есенина по отношению к ней. И сразу сложно становится разделить обратно автора и его творчество, и стихи Есенина не кажутся уже столь светлыми и чистыми. Впрочем, "А судьи кто?", и во всех отношениях всегда есть две стороны вне зависимости от занятия и социального статуса человека. И почувствовать любви и счастье, пусть даже это иллюзия, человеку никто не может запретить.
В спектакле театра "Кашемир" "Без Есенина" Сергей Есенин так и не появился на сцене, как и не появился больше в жизни Изадоры. Бениславская говорила: "В одно утро проснулся, сел на кровати и написал телеграмму: "Я говорил еще в Париже, что в России я уйду. Ты меня очень озлобила. Люблю тебя, но жить с тобой не буду. Сейчас я женат и счастлив. Тебе желаю того же. Есенин". Дал прочесть мне. Я заметила - если кончать, то лучше не упоминать о любви и т. п. Переделал: "Я люблю другую. Женат и счастлив. Есенин". И послал." Эта знакомая всем давно биографическая история вдруг болезненным эхом отразилась в моей душе. Некоторые вещи нельзя изменить, некоторые события невозможно предотвратить, какие-то законы жизни не меняются с течением времени, будь это даже десятки лет...