ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ
История влюбленных, разделенных границами стран. Печальная и трагичная. И небось еще и про войну. Скупые декорации, грустные лица. Так я себе представляла этот спектакль до того, как его увидела. В моей голове он включал полный набор из тех тем, которые я не люблю, как по отдельности, так и вместе.
- И зачем я вообще иду? – думала я, шагая по Тверской в сторону театра. – Ведь мне скорее всего не понравится, а потом придется из вежливости смотреть до конца, да еще и трагично все закончится. Вон,не зря куча народа рыдает в конце.
Но… любопытно же! Кроме того, "Варшавская мелодия" - это уже классика, а классику надо знать в лицо, хотя бы для того, чтобы просто знать.
Нам повезло прямо с самого начала. Во-первых, у нас были самые лучшие места, о которых только можно было мечтать - серединка первого ряда. Во-вторых, спектакль шел без антракта, как я люблю. В-третьих, он неожиданно оказался совершенно чудесным. Я уже давно не видела такого спектакля, который хотелось бы смотреть снова и снова. Основная проблема в том, что у меня никак не получается написать про него так, ка он этого заслуживает.
- В Москве, в сорок шестом, декабрь был мягкий, пушистый. Воздух был свежий, хрустящий на зубах. По вечерам на улицах было шумно, людям, должно быть, не сиделось дома. Мне, во всяком случае, не сиделось.
За сценой кадры снежной Москвы, той трогательно любимой Москвы, которая еще так похожа на город моего детства.
На сцене - два стула. Первый занимает девушка. Второй - рядом - молодой человек.
ГЕЛЯ (мягкий акцент придает ее интонации некоторую небрежность). Молодой
человек, место занято.
ВИКТОР. То есть как это - занято? Кто смел его занять?
ГЕЛЯ. Здесь будет сидеть моя подруга.
ВИКТОР. Не будет здесь сидеть ваша подруга.
ГЕЛЯ. Молодой человек, это есть невежливость. Вы не находите?
ВИКТОР. Нет, не нахожу. У меня билет. Этот ряд и это место.
ГЕЛЯ. Ах, наверное, это там... (Жест - вниз.)
ВИКТОР. Как же - там... Именно тут.
ГЕЛЯ. Но это есть анекдот, комизм. Я сама доставала билеты.
ВИКТОР. Я тоже сам достал. (Протягивает ей билет.) Смотрите.
ГЕЛЯ (смотрит). Вы купили на руках?
ВИКТОР. Вы хотите сказать - с рук?
ГЕЛЯ. О, пожалуйста, - пусть будет с рук. У брюнетки в рыжем пальто?
ВИКТОР. Вот теперь все верно. Чудная девушка.
ГЕЛЯ. Не хвалите ее, пожалуйста. Я не хочу о ней слышать.
ВИКТОР. Что-то, видимо, произошло. Она страшно спешила.
ГЕЛЯ. Так, так. Я знаю, куда она спешила.
ВИКТОР. А вокруг все спрашивают билетика. Представляете, какая удача?
ГЕЛЯ (небрежно). Вы часто бываете в консерватории?
ВИКТОР. Первый раз. А что?
ГЕЛЯ. О, ничего...
ВИКТОР. Иду себе - вижу, толпа на квартал. Значит, дело стоящее, все ясно. Бросаюсь в
кассу - дудки, закрыто. Администратор меня отшил. Что за черт, думаю, - чтоб я да не
прорвался? Такого все же еще не бывало. И тут эта ваша, в рыжем пальто... А что
сегодня будет?
ГЕЛЯ. Если вы не возражаете - будет Шопен.
Главные роли играют Егор Бероев и Нонна Гришаева. И вот Нонна... это было просто настоящее волшебство. В роли Гелены она оказалась настолько хороша, что просто глаз было невозможно отвести. Полностью влюблящий в себя персонаж. Одновременно серьезная и смешливая, умная, легкая, ироничная, кокетливая, и к тому очень хорошенькая. Пузырящееся шампанское. Акцент только подчеркивает все эти качества. Создает неодинаковость. А также добавляет в образ мягкого юмора. А еще она хорошо поет!
Егор скорее создавал выгодный фон. Наверное, это тоже не так просто. И роль с этой точки зрения сложная: минимум средств - максимум внутреннего мира. Но скажу страшное - мне показалось, что на его место можно было бы поставить практически любого актера (не потому, что он плохо играл, а просто такая задача у его персонажа - быть декорацией для). Порой даже думаешь, ну что, что такая очаровательная девушка нашла в этом зануде?
Первая часть - это забавные и нежные диалоги, период знакомства и ухаживания, легкость и очарование юности. Она будет певицей, он - станет создавать вина. За окном падает снег, а им тепло от присутствия друг друга. Геля и Витек, наверное, даже не понимают еще, что они живут в атмосфере счастья. Хотя... "Счастье то, что не выясняют. Его чувствуют кожей" - говорит Гелена. И эта романтика совсем не кажется избыточной или слишком сахарной. Потому что у всех нас когда-то было так. А потом наступает Новый 1947 год. Запрещают браки с иностранцами. И... они ничего не могут с этим поделать. Наступает пауза в 10 лет. Гелена уезжает в Варшаву. Виктор - в Краснодар. "Букет создаётся выдержкой"? Посмотрим.
Они встречаются в Варшаве в 1957. Он приезжает туда на конференцию, и не может не увидеть ее. И ... обнаруживает, что она все так же прекрасна. И все так же его любит. Но она - замужем, он - женат. И оказывается, что он не готов рисковать ради студенческой любви карьерой и семьей.
Еще 10 лет. 1967. Теперь она приезжает в Москву. Он приходит на ее концерт. И... " два человека, когда они, наконец, встречаются, могут соединиться. Но уже нечем соединяться". Это слова автора пьесы Леонида Зорина. Он писал пьесу об обречённости.
Но спектакль, идущий на сцене в 2017 году, лишен этой трагичности. Это очень красивая история про жизнь. Очень настоящая. Когда тебе 20, любовь кажется всепобеждающей. В 30 - ты занят карьерой. Когда тебе 40 - ты думаешь, а так ли мне все это нужно?
Есть ли в этом трагедия и обреченность? Да нет, это просто другой возраст.
К тому же.. может быть мне показалось. Но финал сделан так, что оставляет надежду на то, что Гелена и Виктор еще будут вместе. В конце-концов, из очень известного фильма мы все знаем, что в 40 лет жизнь только начинается :)
Посмотрите обязательно!!! Берите с собой друзей, любимых, родителей. Исключительно элегантный, легкий и во всех отношениях замечательный спектакль.
Про места. Сам театр старенький, так что партер у него удручающе плоский. Поэтому очень рекомендую первые ряды. Правда, имейте в виду, что там довольно прохладно