СЕМИНАР
"Семинар" идет в филиале театра им.Пушкина, а это значит - небольшой уютный зал и сцена прямо как на ладони. На программке изображена стопка книг с закладками внутри, недвусмысленно намекающая нам на писательское ремесло.
Спектакль Сергея Аронина поставлен по пьесе Терезы Ребек (2001 года). И, пожалуй, это один из самых интересных и...
Показать целиком
СЕМИНАР
"Семинар" идет в филиале театра им.Пушкина, а это значит - небольшой уютный зал и сцена прямо как на ладони. На программке изображена стопка книг с закладками внутри, недвусмысленно намекающая нам на писательское ремесло.
Спектакль Сергея Аронина поставлен по пьесе Терезы Ребек (2001 года). И, пожалуй, это один из самых интересных и умных спектаклей, из тех, что я видела в этом году. После него в голову приходят мысли. Его хочется обсуждать.
Сюжет таков. Четверо молодых начинающих писателей (два мальчика и две девочки) записались на семинар к Гению. Заплатили кучу денег ($5000) и, естественно, жаждут знаний.
Кейт (Эльмира Мирэль) - хозяйка огромной шикарной квартиры, где и проходят семинары. Простые стильные платья, клубок эмоций внутри. Ее первый рассказ - про Джейн Остин. Возможно, он неплох. До нам не удастся дочитать даже первое предложение.
Дуглас (Игорь Теплов) - совершенно британского типа юноша, эдакий джентельмен, вежливый, аккуратный и спокойный. У него хватает связей и будущее обеспечено. Его текст сложно вспомнить, он старательно нейтральный.
Иззи (Анастасия Лебедева) - крошечная эффектная блондинка в мини-юбке. Ее тексты под стать внешности - яркие, лаконичные и игривые.
Мартин (Антон Феоктистов) - долговязый зануда, в очках, потрепанном вязаном свитере, стесненный в средствах, и с текстом, который... мы так и не услышим.
Все четверо - люди совершенно разные по характерам и стилю жизни. Тем не менее, они неплохо ладят друг с другом. По-крайней мере до тех пор, пока в их зону комфорта не вторгается преподаватель. Я бы даже сказала - вламывается. Леонард резок, прямолинеен, циничен, не стесняется в выражениях и не делает скидок. В ходе спектакля каждому предстоит показать преподавателю свой текст и узнать, чего он стоит, как писатель. И чего он вообще стоит. И это оказывается непростой задачей.
Честно скажу, методы Леонарда не для таких, как я. Я, скорее всего, бросила бы все это после первого занятия (сообщив, что я думаю о преподавателе и его манере обучения, если это вообще можно назвать обучением). Меня раздражает безапелляцинность, грубость, ненормативная лексика и желание унижать других. Однако, народ на семинаре подобрался покрепче духом :) Они продержались все 4 раунда,(причем некоторым удавалось победить даже после нокаута) и, пожалуй что, это того стоило. Не стану рассказывать как все происходило, чтобы не разрушать интригу. Пусть вам будет также интересно, как и мне.
Спектакль длится 2 часа и идет в двух действиях. После первого я была в восторге. Свежо, живо, естественно, абсолютно реалистично и весьма современно. Во втором эмоции несколько поутихли. Интрига сохраняется, но нет уже той остроты и провокационности. Зато зрителя ждет прочувствованный монолог Леонарда о жизни ( в т.ч. апроксимация кривой жизненного опыта в пространстве будущего) и калейдоскоп судеб всех героев через несколько лет.
Я не читала пьесу, и поначалу полагала, что зрителя прежде всего ждут разговоры о литературе, сюжетах, текстах, жанрах. О том, как писать, что писать, куда писать. А оказалось, что спектакль совсем о другом. Нет, он действительно про литературный семинар. Вот только учат там не как писать книги, а как не сломаться, найти свое место среди себе подобных и выжить в конкурентном мире. Пожалуй, в наше время это действительно важнее, чем уметь писать талантливые тексты.
Стоит ли смотреть? Да, однозначно. Спектакль любопытен сам по себе, легко смотрится, дает кучу тем для обсуждения. Есть удачные фишки в сценографии, очень удачные женские роли. А еще интересно следить, как одежда Леонарда отражает его уровень открытости.
Тем не менее, мне не хватило двух вещей.
Во-первых, все-таки текстов. Хотя бы по страничке от каждого, а не по паре предложений. Да, это несколько изменило бы стиль спектакля, но сделало бы его интереснее.
Во-вторых, яркого финала. Имеющийся - вполне уместен и формально правилен. Но хотелось "финта ушами". Не аккуратной точки, а провокацинного восклицательного знака.
Что еще. На сайте театра зрителей предупреждают, что в спектакле звучит ненормативная лексика. Звучит. Мне показалось, что в половине случаев это выглядит слишком принужденно, неестественно, и похоже, смущает актеров куда больше, чем зрителей. Изменило бы что-нибудь в восприятии спектакля ее отсутствие? На мой взгляд, нет.
Пока писала отзыв, подумала, что вообще-то вряд ли Семинар Леонарда что-то существенно изменил для его участников, хотя пьеса вроде как об этом. Все четверо стали именно теми, кем стали бы и сами по себе. Возможно, Леонард сэкономил им время, действуя в стиле "резать, не дожидаясь перитонита" . Но... так ли хороши его советы?
Скажем, из предложенных на его суд текстов, нечто в стиле Джейн Остин я бы прочитала бы куда с большим интересом, чем унылую реальную историю про ,политические заморочки. Вот уж где дальше первого предложения и читать бы не стоило. Или это просто был мужской взгляд на литературу?
Большое спасибо за приглашение сообществу moscultura, где всегда можно найти интересные приглашения для интеллигентных людей.