- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
-
-
-
+2 фотографии
-
-
«1923» (18+) — история запоздалой молодости по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск». Действие происходит в Германии 1923 года, в эпоху гиперинфляции и всеобщего разочарования после Первой мировой *****. Главный герой, Людвиг, работает в фирме по продаже надгробий, пишет стихи, влюбляется, пьёт коньяк с друзьями и пытается сохранить...
«1923» (18+) — история запоздалой молодости по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск». Действие происходит в Германии 1923 года, в эпоху гиперинфляции и всеобщего разочарования после Первой мировой *****. Главный герой, Людвиг, работает в фирме по продаже надгробий, пишет стихи, влюбляется, пьёт коньяк с друзьями и пытается сохранить человечность в мире, где всё потеряло ценность. Это не просто историческая драма — это размышление о том, как остаться собой, когда реальность рушится.
Я зачитывалась Ремарком в юности, и «Чёрный обелиск» был для меня особенным. Сюжет почти стёрся из памяти, но осталось чувство — глубокая, пронзительная грусть, переплетённая с иронией и светлой печалью. Это была книга не о смерти, а о жизни — настоящей, сложной, но такой ценной.
И вот я впервые на новой сцене Мастерской Фоменко , на спектакле «1923».
С первых минут — узнаваемый ремарковский мир: кафе, где философствуют ветераны *****, похоронное бюро, где торгуют памятью, любовь, смешанная с горечью — та самая, ремарковская, где нежность граничит с отчаянием, а в каждом прикосновении сквозит страх потерять последнее, что ещё связывает с жизнью. С удивлением вспоминаю забытых героев, но главное — вновь ощущаю те самые эмоции. Это ли не высшая оценка постановки?
Я прожила эти три часа на одном дыхании. Когда занавес закрылся, я сидела, не в силах осознать всё, что произошло со мной за это время. В горле стоял ком, а перед глазами всё ещё стояли, сменяющиеся со скоростью света цифры курса марки и три плиты, которые за время спектакля стали для меня целым миром.
Каждый герой постановки — как целый мир, раскрывающий свой образ и меняющий отношение зрителя на протяжении всего спектакля. Однополчане, пастор, доктор, мясник и его жена, Герда, Ризинфельд, Железная Лошадь... Каждый образ отыгран безупречно, актёрский состав выше всех похвал.
Людвиг в исполнении Юрия Буторина, бесподобен — вечный мальчишка с глазами старика, ищущий смысл среди надгробий...попадание поразительное.
Но для меня особенно трогательной стала линия Людвига и Женевьевы (Елизаветы), блестяще сыгранная Дарьей Коныжевой — хрупкая, как стекло, и такая же пронзительная. Их диалоги, полные недосказанности, их попытки любить в мире, где даже чувства стали роскошью... где сложно отличить сумасшедшего от нормального человека. Их встречи — как тихий разговор двух одиноких душ, нашедших друг в друге иллюзию любви, которая никогда не станет реальностью.
А три плиты, использованные как декорации! Сначала я не поняла их гениальности, решив, что это просто необычная авторская задумка. Но оказалось:
-красная — кафе, где топят горе в коньяке,
-жёлтая — больница, где лечат души, сломанные души,
-чёрная — кладбище, где хоронят надежды.
И вдруг — о ужас — они складываются в то, что нельзя не узнать... Немецкий флаг. Мурашки бегут по коже до сих пор, от осознания, что я не поняла этого на самом спектакле.
Режиссёр Евгений Каменкович сделал ставку не на пафос, а на человечность.
Сцены сменялись, как кадры старой киноленты, а диалоги звучали так естественно, будто это не театр, а жизнь — та самая, где говорят о Боге, деньгах и бессмысленности бытия.
«Деньги ничего не стоят, но без них ты — никто»— эта фраза Людвига резанула, как дежавю. За окном 2025 год, прошло больше ста лет, но ничего не меняется. Гиперинфляция 1923-го, когда кусок колбасы ценился дороже чемодана денег... Всё это казалось таким далёким, пока не понимаешь, что за цифрами — судьбы людей, таких же, как мы.
Новая сцена театра поразила меня современными линиями, арт-объектами, выставкой внутри. Вид на Москва-Сити добавляет особый шарм и контраст между тем, что происходило на сцене, и этим блестящим настоящим... Ещё один повод задуматься.
Если вам нужен театр, после которого хочется жить, любить и помнить — вам сюда. Только приготовьтесь: он не оставит вас равнодушным. Как не оставил меня, мне кажется, что у меня появился ещё один фаворит, среди театров.